Отделение медико-социальной реабилитации

Основные направления деятельности отделения медико-социальной реабилитации

  1. Организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий с детьми-инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности в возрасте от рождения до 18 лет.
  2. Осуществление деятельности по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном или в других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  3. Оказание медико-социальных услуг: содействие в получении медико-психологической помощи, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных).
  4. Осуществление медицинской реабилитации детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности путем раннего выявления заболеваний и проведения реабилитационного курса по психотерапии, лечебной физкультуре, массажа и общеоздоровительного лечения.
  5. Повышение функциональных возможностей ребенка и достижение нормального развития его сохраненных функций.
  6. Подготовка детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности к следующему этапу социальной интеграции – профориентации и трудовой реабилитации.
  7. Осваивание и использование как традиционных, так и новых эффективных методик и технологий, а также инновационных методов реабилитации.
  8. При необходимости направление детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи.
  9. Обеспечение взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществление их обучения основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
  10. Осуществление лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  11. Медико - психолого - педагогическое сопровождение семьи имеющие проблемы в развитии;
  12. Комплексная организация работы по развитию детей раннего возраста;
  13. Диагностирование и консультирование родителей по уходу за детьми с особыми потребностями;
  14. Абилитация детей раннего возраста с проблемами в развитии;
  15. Информационно-просветительская деятельность по профилактике детских заболеваний; выявление и своевременное оказания помощи семьям, имеющим детей, подверженных риску существенной задержки развития в том случае, если им не будут оказаны услуги раннего вмешательства;
  16. Оказания помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями;
  17. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном (речевом и языковом), двигательном, когнитивном (интеллектуальном) и социально-эмоциональном развитии, с подозрениями на нарушения слуха и зрения, а также детей групп социального и биологического риска: недоношенные и маловесные, после внутриутробных инфекций или тяжелых родовых травм, дети, рожденные несовершеннолетними матерьми;
  18. Проведение междисциплинарного анализа причин отставания с целью формирования индивидуальных программ помощи;
  19. Оказание комплексной помощи выявленным детям и их семьям, согласно разработанным индивидуальным программам;
  20. Работу в тесном контакте с лечебно-профилактическими учреждениями города;
  21. Консультирование родителей по проблемам раннего развития ребенка.

Комплексная помощь семьям оказывается в отделении в различных формах: индивидуальные занятия, групповые занятия, консультирование родителей, домашнее визитирование.

Все виды работ могут проводиться как одним специалистом, так и несколькими специалистами разного профиля совмести

Врачебное наблюдение

Лечебно-коррекционная работа с врачом-психиатром

Цели и задачи работы:

  • Диагностика аномалии развития или психического заболевания, явившегося причиной обращения за помощью в реабилитационный центр;
  • Организация всех необходимых консультаций и дополнительных обследований с целью уточнения полной картины болезни;
  • Разработка стратегического плана лечебного и коррекционного воздействия в соответствии с поставленным клиническим и дефектологическим диагнозом;
  • Помощь родителям в осознании проблем, имеющихся у ребенка, в том числе и как проблемы всей семьи. Выработка у родителей конструктивного отношения к случившемуся;
  • Непосредственная лечебная и психотерапевтическая работа с тяжелобольными детьми, как этап подготовки ребенка к взаимодействию с дефектологом, психологом, логопедом и другими специалистами центра «Солнышко».

Виды работы:

  • Консультация родителей по особеностям взаимодействия с их ребенком
  • Коррекция состояния на аппарате БОС
  • Наблюдение в процессе работы ребенка со специалистами
  • Консультация специалистов центра по индивидуальной коррекции ребенка

Занятия с инструктором ЛФК

Цели и задачи работы:

  • Развитие ловкости, чувства равновесия, координация движений, улучшение функций вестибулярного аппарата, улучшение кровоснабжения мышц тела и деятельности внутренних органов, тренировка дыхательной системы, поднятия настроения.

 

  • Виды работы:
  • Комплексы упражнений при различных заболеваниях
  • Подвижные игры
  • Дыхательная и звуковая гимнастика
  • Занятия на тренажерах

Лечебный массаж

Массаж оказывает положительное регуляторное влияние на деятельность всех физиологических систем организма, посредствам рефлекторного воздействия на центральную нервную систему, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники и приемов может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие. Укрепляет костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную вертикализацию и адекватную работу внутренних органов.

У детей с ДЦП мышцы либо напряжены (гипертонус), при массаже их нужно расслаблять, воздействуя медленно и монотонно, либо расслаблены (гипотонус), тогда нужно стимулировать группы мышц. Массаж очень специфический, часто некомфортный для ребёнка, т.к. во время проведения мышцы малыша «заставляют работать».

При ортопедических проблемах массаж сочетается с лечебной гимнастикой, физиотерапией, лечением положением, обязательным наблюдением у ортопеда. И массаж, и гимнастика довольно специфические для каждого заболевания.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются изменения к лучшему после массажа.

Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние. Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук. Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам. Исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность. Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость. Безусловно, при надлежащих занятиях, усердии со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей, медиков и педагогов. Одним массажем здесь не обойтись, хотя и массаж даёт свои значимые результаты.

Массаж приносит пользу ребенку с первых дней жизни, так как он развивает и укрепляет мышцы, способствует тренировке сердечно-сосудистой системы, положительно влияет на нервную систему и способствует лучшему пищеварению. Массаж имеет огромное значение и для эмоционального развития крохи.

Как известно, малыши, которым регулярно делают легкий профилактический массаж, лучше спят, меньше капризничают и бывают более общительными и спокойными, соответственно массаж влияет и на развитие мозговой деятельности, на формирование многих психических функций: логического мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти.

БОС-терапия

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором и взрослые и дети обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике. Еще с 1940-х годов ученые искали возможности того, чтобы человек сам, без лекарств, мог управлять своим самочувствием. В 1970-е американка Барбара Браун обнародовала результаты своих исследований. Она стала активным пропагандистом немедикаментозного метода, получившего название биологически обратной связи. В 1996 году была образована Российская ассоциация биологически обратной связи. Суть метода заключается в том, что человек учится оказывать влияние на свой организм, будь то дыхание, частота сердечных сокращений или, например, эмоции. БОС использует природную способность нашего мозга управлять их ходом, изменять работу в нужном направлении.

Во время сеансов БОС-терапии у пациента регистрируются: пульс, частота дыхания, температура и электрическое сопротивление кожи, активность головного мозга. Затем данные поступают в компьютер, анализируются и в понятной форме предъявляются пациенту, для детей используются мультфильмы, компьютерная анимация и музыка. Пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, обычно не доступные сознанию и с помощью специальных программ учится на них влиять. Это создает условия для исправления организма, человек "запоминает" оптимальный для себя фон и учится его поддерживать. Этот навык становится безусловной привычкой, и человек может использовать его в нужных ситуациях.

Что собой представляет БОС-процедура

На пациенте фиксируются датчики, в зависимости от того параметра или параметров над которыми пациент будет работать в ходе сеанса. Процедура безболезненная, датчики считывают различные показатели работы организма и не осуществляют никакого воздействия на тело пациента. Сеанс начинается с того, что пациент с помощью графических, звуковых, видео элементов на экране монитора видит, как работает его организм. В ходе разминки пациент пробует произвольно управлять своим же собственным параметром: ускорять и замедлять пульс или глубже и медленнее дышать и т.д. Затем пациенту предлагаются специальные компьютерные упражнения, направленные на изменения функции организма, если они выполняются правильно, пациент получает положительное подкрепление в виде просмотра видеоряда или видеоклипа, звучания приятной музыки. В случае неправильного выполнения следует отрицательное подкрепление – пропадает или искажается изображение, звучит неприятная музыка и т. д. Другими словами, пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, в обычных условиях не доступные сознанию. Это создает условия для терапевтического восстановления, нормализации этих физиологических реакций путем переобучения.

Последовательность работы по методу БОС

Сначала проводится небольшая предварительная диагностика, в течение которой происходит необходимое обследование. Например, для проблем, связанных с нарушением деятельности головного мозга (эпилепсия либо синдром дефицита внимания, гиперактивность), - это так называемая электроэнцефалограмма, то есть регистрация анализа электрической активности головного мозга. Затем, руководствуясь результатами обследования, специалист создаёт индивидуальный тренинг. И дальше начинается непосредственно сам курс, который обычно состоит из определенного количества сеансов. Например, для эпилепсии это может быть от 20 и более сеансов. Каждый сеанс продолжительностью от 40 до 60 минут. Естественно, что длительность БОС-терапии всегда индивидуальна — это зависит от тяжести состояния и особенностей самого человека.

Детям БОС-терапия назначается начиная с пяти-шести лет. Врачи говорят, что обучение на БОСЕ должно быть обязательно мотивировано. Если после первого занятия ребенок не хочет продолжать игру, его заставлять не надо. Первый курс включает в себя 12-15 занятий. Регулярность занятий - не чаще двух-трех раз в неделю. Второй курс, на котором проверяются и закрепляются достигнутые результаты, назначается через три-четыре месяца. Самое главное, что надо знать родителям: БОС-терапия не симптоматическое лечение, это навык, который останется на всю жизнь. Он поможет во взрослой жизни быстро принимать правильные решения, максимально реализовать свой творческий потенциал. Это еще и профилактика многих серьезных заболеваний, которые можно назвать «родом из детства». Ведь эмоциональное перенапряжение возникшее в детском возрасте может привести уже к 20-30 годам к развитию хронический заболеваний, сердечно-сосудистым расстройствам и тяжелым депрессиям.

Основные показания для БОС-терапии у детей:

  • Гиперактивность, неусидчивость, драчливость, неумение контролировать свои эмоции
  • Конфликты с одноклассниками и учителями
  • Неустойчивость эмоций и поведения, невнимательность, рассеянность
  • Нарушения внимания и обучения
  • Страхи, последствия насилия, антиобщественных действий
  • Энурез
  • Тики
  • Заикание
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
  • Компьютерная зависимость
  • Частая заболеваемость простудами, ОРВИ, сниженный иммунитет.

Какие преимущества БОС-терапии?

метод биологической обратной связи позволяет намного быстрее, с большей точностью и надёжностью (во время БОС-терапии происходят изменения на нейрональном уровне) достигать

  • коррекцию различных психических и психосоматических нарушений;
  • он позволяет работать с любым неинфекционным и нехирургическим заболеванием;
  • БОС-терапия направлена на устранение самой причины болезни;
  • длительно сохраняются приобретённые навыки саморегуляции;
  • метод является немедикаментозным, т.е. не обладает побочными эффектами, которые всегда присутствуют у лекарственных препаратов, а также поможет снизить или полностью устранить потребность в лекарствах;
  • БОС-терапия позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма – нервной (центральной и периферической, вегетативной), иммунной и гуморальной;
  • БОС-метод не использует никаких внешних воздействий на человека;
  • схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от вида расстройства и индивидуальных особенностей человека.

Все вышеуказанные направления работ с успехом применяются нашими специалистами не один год и позволяют добиться положительных результатов в решении проблем каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.