Отделение психолого-педагогической помощи

Основные направления деятельности отделения психолого-педагогической помощи

  1. Диагностика и разработка комплексных программ реабилитации детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности в возрасте от рождения до 18 лет.
  2. Выявление детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в городе Москве.
  3. Сбор информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье.
  4. Обеспечение реализации индивидуальных программ абилитации и реабилитации детей–инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  5. Осуществление координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив.
  6. Создание компьютеризированной базы данных о детях – инвалидах и детей с ограничениями жизнедеятельности в городе, их семьях, реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
  7. Изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка.
  8. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  9. Определение исходного уровня здоровья и психики ребенка или подростка.
  10. Прогнозирование восстановления нарушенных функций - реабилитационного потенциала - совокупности резервных возможностей организма ребенка или подростка имеющего проблемы в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме восстановить утраченные функции и преодолеть отклонения развития.
  11. Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
  12. Оказание помощи семьям, воспитывающим детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, в их социальной реабилитации.
  13. Социально-реабилитационная работа с родителями детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  14. Повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитологии.
  15. Разработка комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка или подростка к выполнению определенных видов деятельности.
  16. Организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей - инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности в части психолого-педагогических мероприятий.
  17. Осуществление деятельности по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном или в других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  18. Оказание психологической и педагогической помощи детям –инвалидам и детям с ограничениями жизнедеятельности.
  19. Определение психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии.
  20. Выявление первичных нарушений, вызванных болезнью, и вторичных отклонений, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
  21. Проведение коррекционной работы по проблемам обучения и воспитания детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  22. Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего занятий для детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  23. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми – инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности.
  24. Проведение психолого-педагогической терапии, социокультурной, творческой, музыкальной, трудотерапии с детьми – инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности.
  25. Проведение психокоррекционной работы с детьми – инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности, а также консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей.
  26. Подготовка и проведение мероприятий по организации досуга детей –инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе вместе с их родителями, открытие соответствующих клубов и кружков.
  27. Обучение детей–инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации.
  28. Организация игротерапии с детьми – инвалидами и детьми с ограничениями жизнедеятельности.
  29. Организация лекторий для родителей, имеющих детей – инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности.
  30. Организации социально-средовой ориентации детей, как в условиях Центра, так и с выходом в общественные места;
  31. Организации работы различных кружков и мастерских художественно-прикладного характера;
  32. Проведения мероприятий по организации праздников и досуга детей, в т.ч. вместе с их родителями;
  33. Организации посещения музеев, театров, концертов, экскурсий, туристических поездок детей, в т.ч. вместе с родителями;

Занятия с педагогами в творческой мастерской

Цели и задачи работы:

 

  • Развитие личностных качеств;
  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • Развитие и коррекция познавательных процессов;
  • Развитие структур самосознания;
  • Развитие навыков эффективного взаимодействия;
  • Психокоррекция поведения

Виды работы:

  • Психопрофилактика
  • Психокоррекция
  • Психологическое просвещение
  • Психодиагностика
  • Работа с родителями

Занятия с музыкальным руководителем

Цели и задачи работы:

 

  • Формирование музыкальных умений и навыков;
  • Развитие музыкального слуха, ритма и всех психических процессов;
  • Развитие интереса и любви к музыке;
  • Развитие речи средством вокализации, обогащение словарного запаса;
  • Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации;
  • Снятие невротических состояний;
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности;
  • Стимулирование сенсорно-познавательной сферы детей через включение в музыкально-театральную деятельность.

Занятия с дефектологами

Цели и задачи работы:

 

  • Установление эмоционального контакта;
  • Формирование произвольного внимания, умения работать за столом;
  • Формирование интереса к предметам, игрушкам;
  • Обучение взаимодействию со взрослыми и детьми;
  • Развитие целенаправленных действий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие игровых действий;
  • Формирование указательного жеста;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;
  • Формирование графических навыков.

Виды работы:

  • Сенсорные игры
  • Дидактические игры
  • Работа в специальных тетрадях, альбомах
  • Элементы рисования (трафареты), лепки, конструирования
  • Игровые действия с сюжетными материалами
  • Пальчиковые игры
  • Игры перед зеркалом

Занятия с социальным педагогом

Цели и задачи работы:

  • Развитие всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие усидчивости;
  • Работа в группе, нормирование навыков культурного общения;
  • Воспитывать чувство единства с природой, сознание бережного отношения к ней;
  • Поддержание положительного эмоционального состояния;
  • Помощь во взаимодействии родителя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все без исключения малыши любят сказки. А вот что такое сказкотерапия? Зачем она нужна? И могут ли сами родители использовать ее приемы в воспитании детей? Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличающаяся от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Сказко-терапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

  1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
  2. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
  3. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Игротерапия для детей. Что это такое?

Еще в начале 20 века М.Фрейд, Х.Гельмут обратили внимание на то, что игра помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни. Помогают приобрести необходимые навыки.

На этом основана игротерапия – основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 12 лет. При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психические травмы о которых не может рассказать.

Психолог, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения. Также игротерапию используют при неразвитости общения, низкой успеваемости в школе, в случаях острой ревности между детьми. При помощи игротерапии, как утверждают специалисты, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов. А также позволяет снять эмоциональное напряжение.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Положительный эффект песочницы до конца не изучен. Но ясно одно - пересыпание этого природного материала успокаивает нервную систему, лепка фигурок из песка развивает мелкую моторику рук и способствует развитию речи, развивает фантазию.

Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая а игрой в дочки-матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. «Мама» с «папой» дружно пьют чай и вместе ходят гулять – ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.

Есть также игры, специально разработанные для детей с аутизмом. В таких случаях терапевт пассивно наблюдает за действиями ребенка, выясняя его мотивацию.

По мнению С.Л. Рубенштейн игра является «наилучшей практикой развития» для всех детей независимо от их физического и умственного развития.

Иппотерапия для детей

О пользе верховой езды для человека известно со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Дени Дидро в середине

XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести».

В наше время интерес к лечению верховой ездой возродился благодаря спортсменке Лиз Хартел - чемпионке Дании по конному спорту. Более полувека назад ее постигло несчастье: в двадцать лет она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновила упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет стала серебряным призером Олимпийских игр. Этот феномен привлек к себе внимание медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сравнительно недавно появился даже специальный термин - «иппотерапия» (от греч. hippos - лошадь и therapeia - уход, лечение). Секрет эффективности иппотерапии объясняется в первую очередь притягательностью и мощной энергетикой лошади - друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Ребенку-инвалиду, лишенному многих радостей жизни, полезно даже просто покататься верхом. Но для полноценной реабилитации этого недостаточно. Иппотерапевты ставят перед собой цель улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, обучить его новым жизненным навыкам. А для этого нужна индивидуальная, последовательная и кропотливая работа.

К лошади на прием

Иппотерапия воздействует на организм сразу по нескольким направлениям: нормализует тонус мышц, улучшает двигательные функции, повышает адаптивные возможности, создает положительный эмоциональный фон.

Физиологическое воздействие

Температура лошади выше температуры человека на один-полтора градуса, что создает ощущение тепла, исходящего от животного, расслабляет мышцы. Движения спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в них. В результате улучшается кровоснабжение во всем организме, в том числе и в мозге. Сидя верхом на лошади, всадник всем своим телом ощущает ее движения. Для обездвиженного больного это - незаменимый урок ходьбы. У него включаются механизмы запоминания полученного опыта. Когда лошадь идет шагом, тазобедренная область и ноги всадника имитируют сложные трехмерные движения, у него работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на лошади заставляет всадника синхронизировать с движениями лошади работу мышц спины, туловища, шеи, ног. Все это формирует динамический стереотип, который инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

Психосоциальное воздействие

У многих людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а у некоторых – и осознание себя как личности. Словом, все то, что определяет взаимоотношения человека с миром.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.

Эмоциональное воздействие

Лошадь - очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется к нему мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой. Она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок кажется себе большим и сильным. И лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом. И больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым! Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.

От лечения - к достижениям

Наиболее эффективный инструмент социализации детей с ограниченными возможностями - адаптивный конный спорт. В спортивную группу попадают дети, у которых есть потенциал - физический и психологический. Нагрузки здесь значительно выше: перед соревнованиями тренировки проходят почти ежедневно. В нашей стране спорт инвалидов стал развиваться совсем недавно. Посещая занятия иппотерапией, а позже и спортивные тренировки, мы начинаем чувствовать себя физически сильными, восполняем недостаток общения (как с людьми, так и с животными), многим удается заметно улучшить свое здоровье.

Таким образом, мы избавляемся от множества комплексов и чувствуем себя среди здоровых людей гораздо увереннее.

Развивается и характер. Трудности преодолеваются. Ты чувствуешь себя нужным человеком.

Конечно, сопоставление понятий «конный спорт» и «ребенок-инвалид» первоначально вызывает большие сомнения. Но если ты начал тренироваться и у тебя есть сила духа и огромное желание, то ты уже не сможешь бросить конный спорт!

Верь в себя, мой друг! Кто бы ты ни был и каким бы ты ни был - ты всегда можешь сделать то, чего другие от тебя никак не ожидали!