Основные направления деятельности отделения психолого-педагогической помощи
Занятия с педагогами в творческой мастерской
Цели и задачи работы:
Виды работы:
Занятия с музыкальным руководителем
Цели и задачи работы:
Занятия с дефектологами
Цели и задачи работы:
Виды работы:
Занятия с социальным педагогом
Цели и задачи работы:
Все без исключения малыши любят сказки. А вот что такое сказкотерапия? Зачем она нужна? И могут ли сами родители использовать ее приемы в воспитании детей? Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличающаяся от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Сказко-терапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:
Игротерапия для детей. Что это такое?
Еще в начале 20 века М.Фрейд, Х.Гельмут обратили внимание на то, что игра помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни. Помогают приобрести необходимые навыки.
На этом основана игротерапия – основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 12 лет. При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психические травмы о которых не может рассказать.
Психолог, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения. Также игротерапию используют при неразвитости общения, низкой успеваемости в школе, в случаях острой ревности между детьми. При помощи игротерапии, как утверждают специалисты, можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов. А также позволяет снять эмоциональное напряжение.
Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Положительный эффект песочницы до конца не изучен. Но ясно одно - пересыпание этого природного материала успокаивает нервную систему, лепка фигурок из песка развивает мелкую моторику рук и способствует развитию речи, развивает фантазию.
Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая а игрой в дочки-матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. «Мама» с «папой» дружно пьют чай и вместе ходят гулять – ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.
Есть также игры, специально разработанные для детей с аутизмом. В таких случаях терапевт пассивно наблюдает за действиями ребенка, выясняя его мотивацию.
По мнению С.Л. Рубенштейн игра является «наилучшей практикой развития» для всех детей независимо от их физического и умственного развития.
Иппотерапия для детей
О пользе верховой езды для человека известно со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Дени Дидро в середине
XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести».
В наше время интерес к лечению верховой ездой возродился благодаря спортсменке Лиз Хартел - чемпионке Дании по конному спорту. Более полувека назад ее постигло несчастье: в двадцать лет она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновила упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет стала серебряным призером Олимпийских игр. Этот феномен привлек к себе внимание медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сравнительно недавно появился даже специальный термин - «иппотерапия» (от греч. hippos - лошадь и therapeia - уход, лечение). Секрет эффективности иппотерапии объясняется в первую очередь притягательностью и мощной энергетикой лошади - друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Ребенку-инвалиду, лишенному многих радостей жизни, полезно даже просто покататься верхом. Но для полноценной реабилитации этого недостаточно. Иппотерапевты ставят перед собой цель улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, обучить его новым жизненным навыкам. А для этого нужна индивидуальная, последовательная и кропотливая работа.
К лошади на прием
Иппотерапия воздействует на организм сразу по нескольким направлениям: нормализует тонус мышц, улучшает двигательные функции, повышает адаптивные возможности, создает положительный эмоциональный фон.
Физиологическое воздействие
Температура лошади выше температуры человека на один-полтора градуса, что создает ощущение тепла, исходящего от животного, расслабляет мышцы. Движения спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в них. В результате улучшается кровоснабжение во всем организме, в том числе и в мозге. Сидя верхом на лошади, всадник всем своим телом ощущает ее движения. Для обездвиженного больного это - незаменимый урок ходьбы. У него включаются механизмы запоминания полученного опыта. Когда лошадь идет шагом, тазобедренная область и ноги всадника имитируют сложные трехмерные движения, у него работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на лошади заставляет всадника синхронизировать с движениями лошади работу мышц спины, туловища, шеи, ног. Все это формирует динамический стереотип, который инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.
Психосоциальное воздействие
У многих людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а у некоторых – и осознание себя как личности. Словом, все то, что определяет взаимоотношения человека с миром.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.
Эмоциональное воздействие
Лошадь - очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется к нему мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой. Она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок кажется себе большим и сильным. И лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом. И больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым! Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.
От лечения - к достижениям
Наиболее эффективный инструмент социализации детей с ограниченными возможностями - адаптивный конный спорт. В спортивную группу попадают дети, у которых есть потенциал - физический и психологический. Нагрузки здесь значительно выше: перед соревнованиями тренировки проходят почти ежедневно. В нашей стране спорт инвалидов стал развиваться совсем недавно. Посещая занятия иппотерапией, а позже и спортивные тренировки, мы начинаем чувствовать себя физически сильными, восполняем недостаток общения (как с людьми, так и с животными), многим удается заметно улучшить свое здоровье.
Таким образом, мы избавляемся от множества комплексов и чувствуем себя среди здоровых людей гораздо увереннее.
Развивается и характер. Трудности преодолеваются. Ты чувствуешь себя нужным человеком.
Конечно, сопоставление понятий «конный спорт» и «ребенок-инвалид» первоначально вызывает большие сомнения. Но если ты начал тренироваться и у тебя есть сила духа и огромное желание, то ты уже не сможешь бросить конный спорт!
Верь в себя, мой друг! Кто бы ты ни был и каким бы ты ни был - ты всегда можешь сделать то, чего другие от тебя никак не ожидали!